Первый апелляционный суд общей юрисдикции отказался передавать в Арбитражный суд Москвы дело россиянина Александра Марченкова против Минфина Белоруссии из-за проблем с платежами по еврооблигациям страны. Есть ли решение у проблемы?
Обновлено 22 декабря в 10:07
Россиянин Александр Марченков хочет получить средства, вложенные в белорусские евробонды, и купонные выплаты по ним. Всего около 300 тысяч долларов. Но не может это сделать, хотя в начале этого года Белоруссия объявила о погашении еврооблигаций на сумму 800 млн долларов. Правда, это было сделано с оговоркой: из-за введенных санкций и проблем с международной платежной системой эти выплаты осуществляются в национальной валюте на специальные счета в Беларусбанке.
В конце августа Минфин Республики Беларусь сообщил, что он произвел купонные выплаты по еврооблигациям на сумму 38,6 млн долларов. Неизвестно, кому делались эти выплаты, так как российским физическим и юридическим лицам — даже тем, кто поехал открывать счета в Беларусбанке, — пока получить ничего не удалось, утверждает истец Александр Марченков:
Александр Марченков
инвестор
«Величина просроченной с июня 2022 года задолженности составляет уже сотни миллионов долларов. Именно перед российскими инвесторами. Разные суммы называются — 300 млн долларов, 500 млн долларов. Может быть, иностранным инвесторам, как утверждает S&P, кто-то что-то и платит, но нам, россиянам и юридическим лицам, банкам, кто купил эти пакеты, насколько я знаю, не платят. Это облигации, выпущенные по английскому праву еврооблигации. Республика Беларусь ведь размещала и рублевые облигации на Московской бирже и по ним всегда платила. И в основном это все ударило по тем, кто любит Белоруссию, любит белорусский народ. Я и другие российские инвесторы требовали и требуем, чтобы Минфин Республики Беларусь обслуживал бы свои еврооблигации, права на которые учитываются в Центральном российском депозитарии, так же, как по своим аналогичным еврооблигациям делает Минфин России. То есть проведение расчетов через Центральный российский депозитарий, возобновление торгов на Московской бирже и проведение замещения на Московской бирже. Возобновление торгов очень важно, так как это существенное условие позволит инвесторам не дожидаться погашения в 2030-м и 2031 году. В общем, просто сделать так, как сделал Минфин России по своим аналогичным еврооблигациям
».
Летом агентства S&P Global Ratings и Fitch Ratings понизили рейтинги всех выпусков белорусских еврооблигаций до дефолтного уровня — именно из-за решения проводить купонные выплаты по еврооблигациям, номинированным в долларах США, в белорусских рублях. Однако санкции против белорусского госдолга были введены как часть пятого пакета санкций ЕС против Белоруссии еще в конце 2021 года. Поэтому эти бумаги уже давно не считались надежными, указывает основатель «Форума трейдеров», кандидат экономических наук Дмитрий Пушкарев:
Дмитрий Пушкарев
основатель «Форума трейдеров», кандидат экономических наук
«На белорусский долг санкции наложены уже давно, еще до 2022 года. Любые вложения в белорусские бумаги изначально имеют «мусорный» рейтинг. Даже для наших дружественных инвестиций. Необходимо подтверждать дружественный статус для того, чтобы получать выплаты по белорусским евробондам. Центробанк России до сих пор не выпустил инструкцию, как именно подтверждать свой дружественный статус Белоруссии. Поскольку у нас Союзное государство, до этого не приходилось дополнительно доказывать дружественный статус России и Белоруссии. Поэтому для получения выплат в НРД нужно будет не только составить список владельцев еврооблигаций, но еще и уточнять подтверждение дружественного статуса России и Белоруссии».
В общей сложности Минфином Республики Беларусь проведены пять выпусков еврооблигаций на общую сумму 3,25 млрд долларов. Решение о том, что выплаты по ним будут проводиться в местной валюте, было принято правительством и Нацбанком страны в начале этого года. Оно объяснялось санкциями, которые были введены против этой страны и ее финансового регулятора.
Несмотря на свою любовь к белорусскому народу, Александр Марченков хочет опротестовывать решение именно в российском, а не белорусском суде. Хотя на предыдущих заседаниях представители белорусского Минфина предлагали ему ехать судиться в Минск. Или в Лондон, так как в эмиссионных документах белорусских евробондов есть арбитражная оговорка о том, что подобные споры могут также решаться в Лондонском арбитражном международном суде.