Сэм Бэнкман-Фрид вывел со счетов биржи 8 млрд долларов, чтобы поддержать на плаву аффилированную фирму Alameda. СМИ называют дело одним из крупнейших в истории процессов о финансовых махинациях
Основатель криптобиржи FTX признан виновным в мошенничестве. «Недавний любимчик криптовалютного мира вступает в клуб организатора схемы Понци Берни Мэдоффа, мошенника из «Волка с Уолл-стрит» Джордана Белфорта и других известных личностей, осужденных за крупные финансовые преступления», — пишет о процессе Reuters. Год назад 30-летний Сэм Бэнкман-Фрид мог похвастаться почти 30-миллиардным состоянием, а теперь, после коллапса криптобиржи FTX и обвинительного вердикта, может надолго оказаться за решеткой.
Как указывает агентство, присяжные приняли позицию обвинения о том, что бизнесмен «из чистой жадности» вывел со счетов компании 8 млрд долларов, чтобы поддержать на плаву аффилированную фирму Alameda. Сам Бэнкман-Фрид настаивал, что он не крал деньги клиентов FTX, а пытался помочь клиентам Alameda, но не осознавал масштабы долгов до самого краха обеих компаний. Продолжает юридический аналитик NBC Анджела Синиделла:
«Я думаю, что защита проиграла, как только трое приближенных основателя FTX пошли на сделку. В особенности, когда это сделала бывшая CEO биржи Кэролайн Эллисон. Они дали показания, что всем руководил Бэнкман-Фрид. А потом сам он попытался убедить присяжных, что он ничего толком не знал. Защита также настаивала, что бизнесмена сделали козлом отпущения. Дескать, он пытался создать что-то новое, развивал криптоиндустрию, а прокуроры ничего в этом не понимают и пытаются хоть кого-то посадить. Но проблема в том, что Эллисон назвала его инициатором всех сомнительных схем. Еще один момент: Бэнкман-Фрид платил ей зарплату в 16 тысяч долларов в месяц, довольно смешную для CEO многомиллиардной компании. Если бы владелец действительно хотел поставить во главе бизнеса кого-то, кто мог управлять биржей самостоятельно, сумма и квалификации были бы совсем другими. Похоже, присяжные увидели в этом противоречие. Все это — большой удар для крипторынка. Как выяснилось, мы вообще не знаем, что там, наверху, происходит. С огромными деньгами играют какие-то дети, фигурально выражаясь. Покупают права на названия стадионов, оплачивают шикарные вечеринки. И начинаешь думать, что без регулирования там может быть много дыр».
Несмотря на громкий приговор, рынки восприняли событие спокойно. В день вердикта биткоин проседал на 1,5%, но это не больше колебаний предыдущих периодов. Как скажется процесс над основателем FTX на криптовалютной индустрии? Это скорее удар по репутации криптовалют, мол, все они там мошенники, или, наоборот, очищение рынка от сомнительных игроков? Комментирует юрист, соучредитель Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Александр Трещёв:
Александр Трещёв
юрист, сопредседатель Российской ассоциации криптовалют и блокчейна
«Поскольку он был очень одиозным, очень наглым, дерзким и разорил не одну биржу, скорее всего, это очищение рынка. Но это еще и обнажило другую проблему, что в Америке, оказывается, можно стоить 30 млрд долларов и прослыть гением. А выяснилось, что там никакого контроля не было, несмотря на то, что аудит должен проводиться в таких компаниях регулярно. Аудиторы, видимо, за большое вознаграждение подписывали любые документы, лишь бы получить гонорар. Сейчас идет расследование в отношении других крупных бирж, в отношении Binance. Пока что оно носит не уголовный характер. Но у меня нет никаких сомнений, что в ближайшее время самые крупные игроки пострадают еще, чтобы затем очистить рынок. Парадокс такой, что, с одной стороны, в этом году было, возможно, самое большое количество уголовных дел в отношении игроков криптоиндустрии и крипторынка. Но в то же время есть и другие примеры, когда компании судятся и с регуляторами, и с правоохранителями и выигрывают суды. Поэтому сказать, что это дело прикроет крипторынок, я, конечно же, никогда не возьмусь».
Адвокаты Бэнкмана-Фрида заявили об уважении к вердикту присяжных, но намерены оспорить решение. В марте основателю FTX предстоит вновь предстать перед судом по отдельному делу о взятке китайским чиновникам на 40 млн долларов и о заговоре с целью незаконных политических пожертвований в США. Меру наказания по нынешнему процессу суд установит позднее, бизнесмену могут грозить десятки лет тюрьмы.