Хуситы пообещали ответить на удары США и союзников по Йемену. Они пригрозили атаковать «источники угрозы» как на суше, так и на море. Нефтяной рынок отреагировал ростом цен. Агентство Bloomberg пишет об углубляющемся кризисе морских грузоперевозок
Еще 11 января баррель Brent торговался в районе отметки 77 долларов за баррель. После ночных ударов США и Великобритании по йеменским хуситам нефть пошла в рост и поднималась выше 80 долларов, но ненадолго. К вечеру 12 января рынок немного успокоился.
Однако ситуация может измениться, если в конфликт будет втянут Иран, который, как заявляют в США, поддерживает хуситов, то есть йеменскую группировку «Ансар Алла». В Тегеране пока ограничились осуждением воздушных ударов США и союзников по Йемену. Представитель иранского МИД назвал это нарушением суверенитета и территориальной целостности страны.
О худшем для нефтяного рынка сценарии рассказывает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков
ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности
«Хуситы в Йемене тоже сначала ограничивались заявлениями, а потом потихоньку-потихоньку — и вот, пожалуйста, их уже бомбят. Где гарантии, что с Ираном то же самое не произойдет? Тем более на его территории был теракт. Он посчитал, что это силы Запада. В ответ он захватывает танкер. Танкер и до этого был его, перевозил иранскую нефть и был захвачен Соединенными Штатами, но тем не менее. Если Иран напрямую втянется в военный конфликт, его нефть может уже не уходить на экспорт, а там порядка 1 млн баррелей в сутки. Тогда мы, наверное, увидим цены выше 100 долларов за баррель. Но самое главное, если он в рамках конфликта перекроет Ормузский пролив, наступит глобальный энергокризис. Там проходит 20% мировой ежесуточной добычи, это нефть из Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта, СПГ из Катара. Мы увидим цены уже выше 150 долларов за баррель. И за газ цены скаканут выше тысячи долларов за тысячу кубов».
На фоне обострения в Йемене начали дорожать акции судоходных и нефтяных компаний, пишет Bloomberg. Аналитики и трейдеры ожидают роста стоимости морских перевозок из-за того, что судовладельцам придется искать маршруты в обход Красного моря, чтобы избежать нападений хуситов. Что в свою очередь приведет к росту стоимости фрахта. При этом, как замечает агентство, один из крупнейших мировых трейдеров Trafigura еще до авиаударов по хуситам ожидал падения танкерных перевозок на 15-20%. Теперь, после обострения, негативный эффект на морские перевозки может быть еще сильнее. Продолжает первый заместитель гендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:
Карен Степаньян
первый заместитель гендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт»
«Район Красного моря
становится зоной военных действий, а это влечет за собой изменение страховых правил, увеличение премий и так далее. То есть ужесточение условий. Это первое. Второе, конечно же, — это безопасность судоходства. Влияние будет, и оно будет очень негативное. Мы уже в течение последних трех недель увидели изменение маршрутов перевозок, в первую очередь контейнерных судов. Там единственный маршрут — вокруг Африки. Это увеличение времени. Рейсы — это увеличение расходов. Что касается перевозок российской нефти, этот транспортный коридор очень важен, потому что много нашего сырья идет на Восток: в Индию, Пакистан и дальше. Но, насколько нам известно, пока что российские объемы по данному маршруту проходят без проблем».
Возможные проблемы с доставкой грузов из-за обострения в районе Красного моря уже привели к сбоям в логистике. Volvo Cars объявила о приостановке на три дня своего завода в Бельгии. Причиной стала задержка поставок коробок передач, сообщает Reuters со ссылкой на представителя шведского автопроизводителя. Ранее производитель электрокаров Tesla объявил, что планирует остановить на две недели свой завод в Берлине из-за проблем с доставкой грузов по Красному морю.