• Николай
  • 1 мин. чтения
  • Статьи

Доля нефтегазовых доходов в бюджете России упала до минимума за 16 лет

В абсолютном выражении доходы снизились в полтора раза. В Счетной палате это объяснили снижением средней цены на нефть марки Urals и на природный газ, а также налоговым маневром. При этом ненефтегазовые доходы растут

Фото: Alexander Manzyuk/Reuters

Доля нефтегазовых доходов в бюджете России в этом году оказалась самой низкой за последние 16 лет. По итогам первых трех кварталов она составила чуть больше 28% от всех поступлений и сократилась на 15% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.

В абсолютном выражении доходы снизились в полтора раза — почти на 3 трлн рублей — и составили чуть больше 5,5 трлн рублей. В Счетной палате такое положение дел объяснили снижением средней цены на нефть марки Urals и на природный газ, а также налоговым маневром в нефтегазовой отрасли.

При этом ненефтегазовые доходы растут. За первые три квартала этого года они выросли почти на 3 трлн рублей и превысили 14 трлн рублей.

О причинах падения нефтегазовых доходов рассказывает заместитель директора института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

Алексей Белогорьев
заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов
«Можно сказать, что санкции частично работали в первом полугодии, потому что основное падение доходов бюджета, прежде всего от нефти, приходится именно на начало
середину года, и это было связано с большими дисконтами и с тем, что правительство долго не могло определиться, как изымать дополнительную выручку компании, которая ушла в серую зону. То есть большинство поставок нефтеналивных грузов, прежде всего сырой нефти, стали оформляться по заниженным ценам, и фактически эта маржа, которая раньше была видна Минфину и с которой брались налоги, то есть которая была важной частью налогооблагаемой базы, ушла за пределы России, в пространство между ценой в порту отгрузки российском и ценой в порту-получателе. В этой марже достаточно большая доля дополнительных прибылей компаний, в том числе российских, которые частично контролируют и фрахт, и страхование грузов, трейдинговую наценку, поскольку большая часть нефти продается не напрямую добывающими компаниями, а через различные трейдинговые структуры. Полностью эта проблема не решена, хотя Минфин пытается ее разными способами начать контролировать, и это отчасти получается, поэтому во втором полугодии доходы все-таки во многом восстановились, как и цены на нефть, от которых отталкивается Минфин, заметно выше стали, дисконты снизились. Делать из этого падения доходов в 2023 году какие-то более далекоидущие выводы, наверное, не стоит. Если мы посмотрим на более отдаленную перспективу, то можно говорить по меньшей мере о стабилизации на этом уровне, это если исходить из достаточно пессимистичной оценки, стабилизации в 2024-2026 годах. Либо при более оптимистичном сценарии с точки зрения объемов поставок и цены, скорее всего, будет рост нефтегазовых доходов».

Нефтегазовые доходы России за январь — ноябрь могут составить 8,2 трлн рублей, что немного больше, чем планировалось. При этом доходы из других источников бюджета растут. За первые три квартала этого года они выросли почти на 3 трлн рублей и превысили 14 трлн рублей.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest