Пандемия коронавируса, объявленная ВОЗ 11 марта 2020 года, повлияла на деятельность многих компаний. Не оставила она в стороне и российские банки. Готовы ли они работать в изменившихся реалиях? Будут ли закрыты финансовые организации? Что говорят по этому поводу представители финансовых организаций? Отвечаем на главные вопросы.
Как самоизоляция повлияла на графики работы
Президент России Владимир Путин объявил весь апрель нерабочим месяцем. При этом нет каких-то общих правил самоизоляции – регионы вправе самостоятельно вводить меры профилактики. Но поскольку банки относятся к организациям, предоставляющим неотложные финансовые услуги, их работа будет продолжена.
В течение первой нерабочей недели, продлившейся с 28 марта по 5 апреля, Центробанк рекомендовал финансовым организациям трудиться в том же режиме, что и в новогодние праздники, определив перечень дежурных филиалов.В результате ряд организаций ввел посменный график работы, чтобы изолировать разные группы сотрудников друг от друга. Региональные отделения изменили режим, сократив часы приема граждан.
Какие организации работают в привычном режиме
Многие компании заявили о готовности работать в штатном режиме. Банк Открытие не планирует закрывать отделения в ближайшее время. Почта банк также действует в обычном режиме, сотрудники в отделениях обслуживают клиентов. Пока в организации не планируется сокращать продолжительность часов приема граждан или закрывать отделения.
Россельхозбанк не спешит приостанавливать деятельность офисов продаж. Промсвязьбанк продолжает обслуживать клиентов. При этом организация тщательно следит за развитием ситуации с коронавирусной инфекцией и готова при необходимости оперативно отреагировать. Банк Восточный, Московский индустриальный банк и Газпромбанк продолжают обслуживать клиентов. В прежнем режиме работает и крупнейший интернет-банк Тинькофф.
График работы банков до 30 апреля 2020 года
Согласно новым распоряжениям, в апреле смогут продолжить работу банки, негосударственные пенсионные фонды, а также специализированные депозитарии – все организации, которые начисляют пенсии, управляют накоплениями и резервами. На удаленный режим переходят те сотрудники, которые не занимаются непосредственным обслуживанием клиентов – бухгалтерия, IT-специалисты и сотрудники бэк-офисов.
Банки обязаны обеспечить предоставление значимых услуг для населения и организаций, главным образом в онлайн-режиме. Если же проведение каких-либо операций невозможно осуществить удаленно, их можно получить в отделении банка. При этом должны соблюдаться основные требования по защите от коронавирусной инфекции:
- устанавливаются обеззараживающие устройства;
- банковских служащих снабжают антисептиком, масками и термометрами для измерения температуры;
- сотрудники, прибывшие из-за границы, должны оставаться на карантине в течение 30 дней;
- отменяются все командировки, если они не имеют важного значения для деятельности финансовой организации.
Какие операции можно произвести
При режиме самоизоляции посещение банка не является достаточным основанием для выхода на улицу. Однако ряд финансовых операций относится к неотложным, необходимым для клиента.
Только в офисе
В отделениях обслуживания совершаются операции, которые нельзя осуществить удаленно. Это прежде всего внесение наличных на карту для совершения безналичных операций, открытие и закрытие счетов, снятие наличных, получение пластиковых карт. Лица пенсионного возраста, как правило, не умеют пользоваться онлайн-сервисами и предпочитают совершать коммунальные платежи и переводы в отделениях банка.
В онлайн-банке
Большинство действий доступны клиенту в личном кабинете или в мобильном приложении. В онлайн-режиме можно оплатить коммунальные услуги, совершить денежные переводы, подать заявку на кредит или карту, проверить баланс счета, ознакомиться с банковской выпиской. Эти услуги доступны круглосуточно в любой день.
Комментарии банкиров
Финансовые организации по-разному подходят к вопросу о мерах предупреждения заражения коронавирусом. Так, глава Сбербанка Г. Греф считает, что банки должны продолжать функционировать. Солидарны с ним представители Открытия, по мнению которых, принимать решение о закрытии отделений нужно с учетом эпидемиологической обстановки в конкретном регионе.
Георгий Горшков, первый заместитель Президента-Председателя Почта банка, отмечает: «Мы не планируем ни закрывать точки обслуживания, ни сокращать часы работы».
Председатель правления банка Восточный заявил о том, что «план действий готов и постоянно актуализируется». При необходимости можно будет закрыть те отделения обслуживания, в которых обнаружат коронавирус, а клиентов направить в другие филиалы.
Банк Райффайзен намерен ввести посменный график для сотрудников. В связи с этим часы работы офисов клиентского обслуживания будут изменены. Актуальный режим можно будет найти на сайте организации.
Пресс-служба банка Уралсиб сообщает, что планируется основную массу клиентов перевести на дистанционное обслуживание, а также информировать их в случае изменения графиков.
Заключение
До 30 апреля финансовые компании будут продолжать работать, однако клиентам рекомендуется по возможности проводить транзакции в удаленном режиме. Если же операцию невозможно совершить онлайн, то при посещении офиса клиентского обслуживания рекомендуется соблюдать меры предосторожности и сохранять дистанцию с другими гражданами.