• Николай
  • 1 мин. чтения
  • Статьи

Банки обяжут возвращать клиентам украденные у них деньги. Но на определенных условиях

Банк, со счета в котором клиент перевел средства мошенникам, должен вернуть полную сумму в течение 30 дней. Но возврат проведут в случаях, если перевод был проведен на мошеннический счет из базы ЦБ, а также, если клиент потерял карту банка и предупредил об этом

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Банки перейдут на новую схему возврата украденных денег. Об этом сообщает РБК со ссылкой на утвержденные изменения в закон о национальной платежной системе. Они вступят в силу 25 июля этого года. Закон будет стимулировать банки обновлять свои антифрод-системы, рассказал изданию представитель Центробанка.
Теперь банк, со счета в котором пострадавший перевел средства мошенникам, должен вернуть полную сумму в течение 30 дней. При этом есть условия. Возврат проведут в случаях, если перевод был проведен на мошеннический счет из базы ЦБ, а также если клиент потерял карту банка и предупредил об этом организацию. Кроме того, банк обяжут вернуть средства, если он не направил клиенту уведомление о совершении перевода без его согласия.
Как банки возвращали деньги раньше и почему потребовалось обновить правила? Говорит управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в ИТ Евгений Царев:

Евгений Царев
управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT
«Большинство банков действуют по следующей схеме: они должны получить письменное заявление от клиента, клиент должен физически прийти в отделение и написать заявление. Возможная отправка каких-то сообщений в системе дистанционного банковского обслуживания, через мобильное приложение либо совершенный звонок, но практика показывает, что после такого рода обращения, звонка либо сообщения в чате, как правило, ничего не происходит. И все равно банк ждет, пока клиент ножками не придет и не напишет заявление. И дальше это попадает во внутреннюю процедуру банка. И у всех эти процедуры очень разные. Как правило, банки часто так делают — просто берут паузу на 30 дней и на 60 дней для международных переводов и проводят свое внутреннее расследование, и после этого, как правило, дают отказ. Говорят, вы знаете, мы ничего сделать не смогли, это ваше платежное поручение. Речь идет о том, что банк, помимо того, что он просто обязан иметь систему фрод-мониторинга, мониторинга транзакций, которая отлавливает мошеннические переводы по каким-то правилам, он должен эту систему еще и надлежащим образом настраивать, обновлять, поддерживать в актуальном состоянии. Ссылки, которые мы сейчас видим, на базы Центрального банка, действительно есть, но по факту далеко не всегда банки обогащают свои системы фрод-мониторинга и не всегда они срабатывают даже в тех случаях, когда должны были. Допустим, клиент уже мог обратиться в банк, сказать, у меня на счету 1000 рублей и 200 рублей только что украли. В банке начинает что-то происходить, проходит час, у клиента украли еще 200 рублей, проходит еще два часа и украли еще 200. Клиент не может в принципе добиться от банка приостановки операций по счету. К большому сожалению, такое бывает. Текущие поправки говорят о том, что если клиент все правильно сделал, а банк не обогатил свою систему какой-то информацией или не воспользоваться ей, в этом случае он обязан вернуть деньги. Такой подход не решит проблему полностью, но остросоциальную историю закроет, безусловно».


Центробанк сообщил, что в третьем квартале прошедшего года банки отразили около 11 млн атак на счета своих клиентов. Это почти на 5 млн больше, чем кварталом ранее.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest